Игральные карты – это не просто проведение досуга, но и зарядка для ума. При этом и то, и другое будет интересным дополнением Вашего посещения бани: можно не только скоротать время между банными процедурами, но и, пока отдыхает тело, дать легкую разминку умственным способностям.
Если Вы не находите наборы игральных карт в зонах отдыха, их можно совершенно бесплатно получить на кассе Дрезненской бани.
Игральные карты - история появления
Свое начало игральные карты берут в далеком прошлом Восточными мудрецами предположительно в XII вв. Скорее всего карты трансформировались и развились из игр, близких к костям и домино.
В появлении карт в Европе также ходит немало версий, но скорее всего на континент карты пришли вместе с возвратившимися из Крестовых походов воинами примерно в XIV вв. При этом карты стали достаточно популярны.
Игральные карты
Однако первые европейские игральные карты стоили достаточно дорого – ведь их же рисовали от руки. При этом они были достаточно большими – их длина составляла 22 сантиметра.
В России первые колоды появились в начале XVII столетия, и сразу же стали катализатором разжигания страстей и преступных умыслов. В середине XVII вв игроков даже наказывали: хлестали кнутом, отрубали пальцы и руки. Но уже менее чем через столетие Елизавета Петровна способствовала развитию «коммерческих игр», хотя и не поощряла «азартные карточные игры».
О символизме карт также есть несколько версий. Так, считается, что на Востоке карточные масти символизировали четыре времени года, а 52 карты в колоде равнялись количеству недель в году. У Европы на этот счет несколько иная история, в которой масти символизируют общественные сословия: крестьянство (трефы, «посохи»), знать (пики, «мечи»), духовенство (червы, «кубки»), торговцев и ремесленников (бубны, «монета»). Причем в Европейских картах между Дамой и Валетом была еще одна фигура – Рыцарь, однако эта карта достаточно скоро выпала из общей колоды. Но на тот момент каждая масть содержала не 13, а 14 карт, что уже шло в разрез с восточной теорией о количестве недель в году (14*4=56, а не 52). В некоторых современных играх присутствует дополнительная фигура – Джокер, карта не имеющая масти, но старше любой другой карты из колоды.
Индивидуальное развитие карт в разных странах вносило свои особенности. Так в Германии, к примеру, колода содержала 64 карты с такими фигурами как Дьявол, Смерть и т.д. По-другому рисовались и масти на таких картах: зеленые виноградные листья (пики - вини), бубенцы (бубны), жёлуди (трефы). Современные же масти (французские), заимствованы из древней восточной орнаменталистики, они имеют тайное религиозное и магическое значение.
Карты – мини-картины
Современные карты основываются на французском варианте европейских карт. И, как ни странно, у классических изображений фигур на картах есть свои реальные исторические прототипы, имена которых часто пишутся прямо на картах. Король червей – Карл Великий, король франков. Король пик - древнееврейский царь Давид. Король бубен – римский император Гай Юлий Цезарь. Король треф – полководец Александр Македонский. Дама червей – героиня библейской легенды Юдифь. Дама пик - греческая богиня мудрости и войны Афина Паллада. Дама бубен - героиня библейской легенды Рахиль. Дама треф – собирательный образ средневековой красотки – «Аргина», «царственная». Валет червей – Этьен де Виньель, рыцарь времен Карла VII. Валет пик – благородный Ожье Датский. Валет бубен – рыцарь Круглого стола Гектор де Маре. Валет треф – старший рыцарь Круглого стола сэр Ланселот Озерный.
Карты, церковь, оккультизм
Церковь и игральные карты всегда связывали непростые отношения. Священнослужители не жаловали ни сами карты, усматривая в них дьявольские символы и глумление над христианскими святынями, ни игроков, считая их слугами дьявола. Углубляясь в символизм, название некоторых фигур и аллегорическое представление мастей, можно узнать интересные вещи…
Так, например, Туз – происходит от немецкого «Daus» («дьявол»). В немецкий же, скорее всего слово пришло от греческого «diabolos» («рассеиватель клеветы»).
Карточные масти же, Церковь считала явным оскорблением христианских символов веры. Наверное, логика рассуждений Святого Престола кому-то покажется странной, но в изображении мастей они усматривали оригинальный ассоциативный ряд. Так «крести/трефы» считались символом креста, на котором был распят Иисус (кстати, «трефа» с идиш переводится как «скверный», «нечисть»). А вот «вини/пики» - якобы символ той самой пики Лонгина Сотника, которой он пронзил распятого на кресте Иисуса. «Червы» ассоциируются с губкой, которую один из воинов смачивал в уксусе, чтобы потом «утолить жажду» распятого. «Бубны» же – не что иное как шляпки древних четырехгранных гвоздей, которыми прибивали конечности Иисуса во время распятия.
Карты
Интересное о картах
143 352 доллара США – цена, которую заплатил за колоду карт Нью-Йоркский музей «Метрополитен» на аукционе «Сотби» в 1983 г.
83 215 долларов США – столько стоила самая дорогая игральная карта. Это была Дама червей с автографом принцессы Дианы, которую та презентовала стюардессе Шейле Беркли-Уайт.
61,26 метра – на такое расстояние метнул метнул стандартную игральную карту Джим Кэрол в 1992 г.
7.85 метра – высота самого высокого строения из игральных карт, построил его Брайан Берг, за что и занесен в книгу рекордов Гинесса.
38,29 секунды – за это время Доминик О'Брайн запомнил последовательность перетасованных карт одной колоды в 1996 г. А чуть раньше – в 1990 г. – он сумел запомнить случайную последовательность 1820 карт из 35 перетасованных вместе колод, взглянув на них один раз, при этом им было допущено всего две ошибки.
326 игральных карт – столько сумел удержать в одной руке Ральф Лауэ в 1994 г., при этом были видны масть и ценность каждой из них.
«Известный на Москве банкомет» – именно так, а вовсе не «великий поэт», проходил в полицейских донесениях молодой Пушкин.