Приезжают горожане в деревню, волоча за собой тяжелый шлейф из выхлопных газов и табачного дыма, кашляют, мотают удивленно головами: - Чем это так у вас пахнет? - Свежим воздухом, - благосклонно объясняют им и приглашают в истопленную специально для гостей баньку.
Ох, русская баня! Я могла бы сложить в твою честь оду! Могла бы с утра до ночи восхвалять твои рубленые стены, маленькие окошки, уютный предбанник с кувшином кваса, приготовленного радушными хозяевами, добрую печку с каменкой, деревянные лавки, ароматные венички – березовые, дубовые, можжевеловые. О любви русского человека к родной бане есть рассказ, записанный монахом Нестором в XII веке:
«Разденутся люди, будут наги и обольются квасом кожевенным и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами и до того, что вылезут чуть живые и обольются водою студеною и только так оживут. И творят это никем не мучимые, а совершают омовение себе».
Сколько удивления от странных действий странных людей! Но тот, кто хотя бы раз в жизни испытал на себе волшебную силу деревенской русской бани, понимает, насколько скучны и пресны всевозможные новомодные аналоги.
Баня – культовое место для русского человека. В бане русские не моются, они совершают сакральное, наполненное множеством смыслов действо. Русские входят в баню, как в храм, и всякое лишнее напряжение, тревога и суетные мысли уходят, и торжественность, внутреннее обновление и единение с природой входят в сердце, и тело радуется новизне и чистоте и чувствует себя достойным сосудом для души.
В давние времена с баней связывали главные события человеческой жизни – рождение и смерть. Знали люди, что рождение и смерть человека открывают неведомые, таинственные двери, отделяющие мир живых от мира мертвых. И удалялась роженица подальше от жилья, в хорошо протопленную баню, и появлялся малыш, и выносил отец новорожденную жизнь на свет, и показывал Солнцу, и Небу, и прикладывал к Земле-матушке, после чего окунал в Воду, в той самой бане, призывая в покровительство все стихии – так жизнь начиналась. Этот ритуал, совершаемый в бане, был аналогом позднейшего таинства крещения.
Но с приходом христианства на Русь, баня стала считаться местом нечистым. То ли потому, что в бане никогда не вешали иконы, то ли по иной причине...
Сказывают, будто в бане обитает некая загадочная нежить – маленький старичок, борода у него долгая-долгая и плесенью покрыта. А звать его банником, банным чертом по-другому. И приходится он родственником домовому, но нравом отличается крайне скверным. Ох, и злющая нежить! Так что, если кто-то в сердцах посылает вас «в баню», будьте уверены, вас отослали к банному черту.
Бывалые люди знают, что прежде, чем истопить баню, надо попросить разрешения у банника и слова такие сказать: - Батюшко-хозяюшко, матушка-хозяюшка, дайте баньки стопить.
И заходить в баню мыться надо непременно благословясь, а не то банник будет «чудить», и тогда обязательно кто-нибудь упадет, поскользнувшись, или запарится, или кипятком вдруг ошпарится. Или возьмет банник, да и устроит сквозняк. А бывает и похуже...
В русских деревнях банная пора начинается около пяти часов пополудни и заканчивается не позже семи часов вечера. И это не спроста. После трех перемен посетителей, вечером, наступает пора банника. Никогда знающие люди не пойдут в этот час в баню. Знающие люди боятся «четвертого пара». Если кто-то осмелится нарушить этот запрет, банник, разозлившись, начнет кидать камни с каменки или может взять, да и закрыть печную заслонку, удушить человека насмерть, а людям покажется, что тот сам угорел.
Никто не хочет ссориться с банником, поэтому последний, кто выходит из бани, должен оставить ему немного теплой воды и кусочек мыла. А еще очень любит банник черный хлеб, густо посыпанный солью или корицей – и так его задабривают. Оставив подношение, полагается сказать: - Спасибо, хозяин и хозяюшка на теплой бане.
И выйти из бани не просто абы как, а пятясь, задом наперед. Такая вот привередливая нежить, этот банный черт.
Нет, что ни говори, а ночью в бане какое-то лихо происходит. Неспроста ведь с ночной порой и с баней связаны самые страшные гадания. Вот, например, на святки могут девушки, кто посмелей, подойти к окошку бани и просунуть внутрь руку. И тогда обязательно кто-то по руке погладит. Если мохнатая лапа возьмет девицу за руку, значит, жених богатый будет. Ну а если уж лапа гладкая, не обессудь, красавица, жених будет бедный. Гадание это опасное, потому как если банник не в настроении, может он сковать пальцы железными кольцами так, что не согнешь.
А то еще можно войти в баню ночью, раздеться донага, и крест нательный непременно снять. Потом надо поставить зеркало, перед ним две свечи зажечь, а другое зеркало к груди прижать напротив первого. И получится тогда коридор из маленьких огоньков, а по тому коридору банник судьбу приведет, покажет. Хотя может и не только судьбу привести, но и такую нечисть, что и не закрестишься! Мало ли, какое у банника настроение! А если уж полезла нежить, то бросай, девушка, зеркало и беги задом наперед из бани, хоть и голышом, иначе заморят тебя банник и его гости до смерти. А не заморят, так нашлет банник «всякие сыпи и чирья на тело, а злой недуг в нутро».
Говорят, у некоторых селится в бане не сам банник, а его ближайшие родственницы – обдериха или шишига. В гаданиях они не помогают, а вот на пакости разные горазды.
Обдериха – это такая страшная голая старуха, косматая, плесневелая и живет под полком. Чудит обдериха не хуже банника, а особенно любит шпарить кипятком до пузырей, драть кожу, потому и обдерихою зовется. Обдериха – оборотень, часто появляется в виде кошки. Не верите? А подойдите к бане поздно ночью, и если живет в ней обдериха, вы обязательно увидите какую-то странную черную кошку, которая сверкнет на вас глазами и запрыгнет в баню через окошко. Можете тогда пойти в баню и проверить – никакой кошки вы в ней не найдете!
У шишиги свои приемы. Также будучи оборотнем, она поджидает в бане тех, кто ходит туда не благословясь, без молитвы или нательного крестика. Тогда шишига может принять облик какой-нибудь вашей приятельницы и родственницы, начнет зазывать вас попариться, да и запарит до смерти.
Стоит деревенская русская банька в дальнем углу подворья, среди огромных лопухов и душистой смородины, как сказочная избушка, полная волшебных секретов, тайн и загадок, как вход в потусторонний мир. И просто так, незнаючи да неумеючи, к ней не подступись, а сначала слово скажи правильное, да уваж ее. Впрочем, о сказочных избушках речь пойдет совсем в другом рассказе.