Правила игры в домино-пятёрка достаточно просты. Основное отличие от классических вариантов домино состоит в том, что игроку нужно для победы наоборот как можно быстрее набрать определенное количество очков. И очки эти считаются из комбинаций костей, получающихся на игровой доске: выставлением на концах игровой линии костей, дающих в сумме 5, или сумму кратную пяти.
Домино-пятерка многим известна под англоязычным названием «Muggins Domino», или его близких модификаций «All Fives», «All Threes», «Sniff».
Правила игры в пятёрку
В пятерку могут играть от двух до четырех игроков, допускается игра пара на пару. Для игры используют стандартный набор из 28-и костей.
Игра начинается перемешиванием костей и игроки разбирают свои фигуры. Их количество зависит от количества играющих: при игре вдвоем каждый игрок получает по 7 костей, при игре с втроем, вчетвером или парной встрече каждый игрок получает по 5 костей. После того, как у всех на руках будет нужное количество костей, остальные откладываются в сторону и являются базаром.
Первый ход делает игрок согласно жребию. Делать первый ход разрешается любой костью, не обязательно дублем.
В независимости от того сделан первый ход дублем или обычной костью, самый первый выставленный на стол дубль становится основанием креста, вокруг которого можно выставлять кости во все четыре стороны. Все остальные выставляемые дубли являются обычными костями.
Как правило, дубль участвует в подсчете призовых очков до тех пор, пока не будет закрыт костями с двух сторон.
Ходы делаются по часовой стрелке. Если у игрока нет подходящей кости для осуществления хода, он берет кости из базара до тех пор, пока он не найдет нужную кость, или не выберет базар целиком, за исключением последней «стоп-фишки», которая остается в базаре в любом случае.
Кон в партии считается сыгранным, когда один из игроков выставляет все свои кости, или на игровом столе образуется рыба. При этом в дополнение к заработанным в ходе кона очкам, победитель (а при рыбе тот, у кого на руках остается меньше очков) получает бонусы: сумма очков на костях оппонентов округляются до ближайшего кратного и делится на 5. Эти бонусы записываются на общий счет игрока.
При рыбе из общей суммы очков на руках проигравших вычитаются очки в руке победителя. Допустим, если победитель имеет 2 очка на своих костях, а трое его противников 7, 10, и 12, то общая сумма призовых считается следующим образом: 7+10+12-2=27, 27 округляется до 25, 25/5=5 призовых очков.
Независимо от победы все игроки сохраняют свои баллы, которые они получили в игре.
Право первого хода в следующем кону партии переходит к победителю предыдущего кона.
Цель игры в пятёрку
Для победы в игре одному игроку (или паре) необходимо набрать определенное количество очков, обычно играют до 100, 250, 500. Очки записываются на счёт игрока в том случае, если при выставлении кости на игровую линейку сумма открытых на концах значений становится равной или кратной 5 (10, 15, 20 и т.д.).
Как только игрок набирает нужное количество очков - игра прекращается и игрок объявляется победителем, даже если текущий кон еще не закончен.
В любой момент игры может быть открыто 2, 3 или 4 конца (без креста только два).
Правила игры на примерах
Первый ход осуществляется с кости 5х5. Ходивший игрок получает 10 очков (5+5). При этом дубль (первый выставленный дубль) становится основанием креста - ходы открыты во все четыре стороны от него. При выставлении кости, например 6х6, дубль также был бы основанием креста, но игрок не получил бы очков (6+6=12).
Следующий игрок ставит к дублю кость 5х0. Его призовые также составят 10 очков (на одной стороне дубль 5х5=10, на другой 0, итого 10+0=10. При этом следующему игроку доступно для хода 3 направления от пятерочного дубля, 1 направления от пустышки.
Третий ход осуществляется костью 3х5 на дубль 5х5. На столе получается комбинация 3х5-5х5-5х0. Дубль закрывается с двух сторон, и в зависимости от договоренностей, он либо не продолжает участвовать в подсчете очков, либо две его оставшиеся стороны участвуют в подсчете. В зависимости от договоренностей по закрытию дубля сумма очков получается следующая: 3+0=3 (дубль закрыт двумя) или 3+5+5+0=13 (дубль не закрыт четырьмя). В любом случае игрок не получает очков, потому как сумма не равна и не кратна 5.
Если четвертый ход будет костью 0х2, линейка на столе преобразуется в 3х5-5х5-5х0-0х2, сумма очков составит в зависимости от конвекций: 3+2=5 (дубль закрыт двумя) или 3+5+5+2=15 (дубль не закрыт четырьмя). Верхняя и нижняя часть креста 5х5 остаются доступными для игры, как и открытые 3 и 2.