Историки о банях на Руси



История русской бани уходит в седую древность.

Геродот, странствуя по белу свету, побывал и на территории нашей страны — в Северном Причерноморье и в устье Днепро-Бугского лимана. Историк рассказывал о банях, которыми пользовались эти сильные, могучие люди. Устанавливали три жерди, верхними концами наклоненные друг к другу, и обтягивали их затем войлоком. Потом бросали в чан, поставленный посреди этой хижины, раскаленные докрасна камни. Взяв конопляное семя, залезали в эту войлочную баню и бросали его на раскаленные камни. От этого, замечает историк, поднимался такой сильный пар, что никакая эллинская баня не сравняется с той, какую он видел в степи.

Активно банились и скифы, которые после погребения покойника очищали себя парной баней. Скифские женщины растирали на шероховатом камне, подливая воды, куски кипариса, кедра и ладана. Этим жидким тестом с приятным запахом обмазывали все тело, а когда на следующий день смывали этот слой, оно становилось чистым и блестело.

Баня упоминалась и в восточнославянских мифах: ее почитали даже боги, и с баней связывалось происхождение человека. Византийский историк Прокопий Кесарийский (около 500-565 гг.) пишет, что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали в день рождения, перед свадьбой и после смерти.

О русской бане упоминается в летописях X-XIII веков. Ее называли мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня или просто баня. В Древней Руси побежденные племена даже платили дань... березовыми вениками.

Много любопытного узнаем у Нестора (XI — начало XII в.), этого, можно сказать, первого русского писателя, в его «Повести временных лет», в которой есть строки и о бане.
В Великом Новгороде легендарный апостол Андрей, путешествуя по разным странам, увидел деревянные бани, где люди, обнажившись, били себя вениками и под конец окатывали себя холодной водой. «...И возмут на се прутье младое и бьют ся сами... И обдаются водой студеною... И то творят мовенье собе, а не мученье».
Во времена, о которых повествует летопись, у восточных славян еще не было городов. Значит, речь идет о V-VI веках.

А вот своеобразный отклик уральского поэта Алексея Домнина на эти «банные» строки первой русской летописи:

... До надменного Рима добрел он водою и посуху,
Был у персов и скифов и в гиблых варяжских местах.
Но особо скорбел, опираясь на старческий посох,
В новгородской земле седовласый воитель Христа:
«Видел бани древены... И как их нажарят румяно,
От одежд сволокутся и, взяв молодое прутье,
Так исхлещут себя, что выходят почти бездыханны,
И остудят водой истомленное тело свое.
И опять оживут, не мовенье творят, а страданье
Для себя эти люди, забытые богом в глуши...»
Так поведал апостол, с него начинались преданья
О загадочных свойствах веселой славянской души.
А в душе той и вправду ни ржавчины нет, ни смятенья,
Как румяная баня, она горяча и добра.
Так издревле ведется: большую работу затеяв,
С чистым телом и помыслом вступают в нее мастера.
Век иной на земле и другие заботы и ритмы.
Сыновья покоряют неведомый звездный простор,
Но я в русскую баню вхожу, как входили в молитву,
И с березовым веником жаркий веду разговор!



Упоминает Нестор и о походе Олега в Константинополь. В договоре с Византией говорится о праве русичей пользоваться местными банями: «И да творят мовь елико хотят».

Русь подхватила византийские, а следовательно, и античные традиции, особенно Древней Эллады. До русских людей доходили медицинские воззрения Гиппократа и Галена. Печерские монахи, прослышав о пользе бани, стали устраивать их для лечебных целей, но на русский самобытный манер. В уставе великого князя Владимира (966 г.) бани именовались заведениями для немогущих.

В 1091 г. переяславский епископ Ефрем, ставший впоследствии Киевским митрополитом, заводил бани, своеобразные лечебницы — быть может первые на Руси. Врач-монах Киево-Печерского монастыря Агапит исцелял больных травами и парной баней.

Внучка киевского князя Владимира Мономаха Евпраксия (первая половина XII в.) еще в детские годы увлеклась народной медициной. Готовила из целебных трав снадобья и пользовала больных — и знатных людей и простых крестьян, за что и прозвали ее Добродеей. Случилось так, что по обычаям того времени 15-летняя княжна была просватана за византийского царевича Алексея Комнина. Так Евпраксия оказалась в Царьграде, где ее нарекли новым именем — Зоя.
Царевна с еще большим рвением занялась врачеванием. Прониклась воззрениями Гиппократа и Галена. Зоя-Евпраксия оставила после себя медицинские рецепты, многие из которых были почерпнуты из народной медицины Руси.

В своем «Описании Московии» немецкий ученый Адам Олеарий (1603-1671 гг.) сообщает, что в России нет ни одного города, ни одной деревни, в которых бы не было парных бань, общественных или частных:

Русские могут выносить чрезвычайный жар. Ложась на банных полках, велят себя бить и тереть свое тело разгоряченными березовыми вениками, чего я никак не мог выносить



Далее Олеарий пишет, что от такого жару русские делаются красные и обливаются холодной водой. Зимой же, выскочив из бани, валяются на снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова входят в жаркую баню: «Такая перемена противоположных деятелей благоприятствует их здоровью».

Зимой 1237 года внук Чингисхана Бату (Батый) — впоследствии предводитель Золотой Орды — добрался со своей конницей до Москвы. Его внимание привлекли бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Люди стремглав выскакивали оттуда, бросались к ледяной проруби и окунались. Вот что пишет об этом историк Василий Ян:

Бату-хан метнул плетью на срубы: «Что делают эти безумцы?». «Эти домики называют «мыльни», — объяснил толмач. Там жители Мушкафы (так монголы называли Москву) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом, затем окунаются в проруби. Это очень полезно. Оттого урусуты (русские) такие сильные».



Как писал Карамзин, Дмитрий самозванец никогда не ходил в баню, поэтому жители Москвы считали его «не русским».

по материалам сайта zdorova.narod.ru

2013-02-28



Комментарии

Добавить комментарии

Ваше имя:

Ваш e-mail (не публикуется):


       






Пользовательское соглашение

© Copyright  2008—2024
«Баня у пруда» - русская баня, парная.
Баня в Дрезне
142660, Московская область
г.Дрезна, ул.Набережная 1а  (как добраться)